Прием экзаменов и выдача удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) осуществляются органами гостехнадзора по зарегистрированному месту жительства гражданина (месту пребывания) на территории субъекта Российской Федерации.
Лицо, желающее сдать экзамены на право управления самоходными машинами соответствующей категории, представляет в органы Гостехнадзора:
— заявление;
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— медицинскую справку;
— документ о прохождении обучения (за исключением лиц, подготовившихся самостоятельно);
— удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) или удостоверение другого вида на право управления самоходными машинами, если оно ранее выдавалось;
— фотографии, за исключением случаев автоматизированного изготовления удостоверений в органах
Гостехнадзора;
— водительское удостоверение (для получения права на управление самоходными машинами категорий «А II», «А III» и «А IV» — обязательно, в остальных случаях — при наличии);
— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).
Перед сдачей экзаменов кандидат заполняет индивидуальную карточку (если она ранее не выдавалась), которая вместе с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, представляется экзаменатору.
Экзамены сдаются в следующей последовательности:
— по безопасной эксплуатации самоходных машин — теория;
— по эксплуатации машин и оборудования (для категории «F» и для получивших квалификацию тракториста-машиниста) — теория;
— по правилам дорожного движения — теория;
— комплексный (по практическим навыкам вождения, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения) — практика.
На теоретическом экзамене проверяется знание кандидатом:
а) правил безопасной эксплуатации самоходных машин и основ управления ими;
б) правил эксплуатации машин и оборудования и основ управления ими (для категории «F» и квалификации тракториста-машиниста);
в) законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды при эксплуатации самоходных машин, а также уголовной, административной и иной ответственности при управлении самоходными машинами;
г) факторов, способствующих возникновению аварий, несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий;
д) элементов конструкций самоходных машин, состояние которых влияет на безопасность жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
е) методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при авариях, несчастных случаях и в дорожно-транспортных происшествиях;
ж) Правил дорожного движения Российской Федерации и ответственности за их нарушения.
Кандидат, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторно экзамен назначается не ранее чем через 7 дней.
Оценка, полученная на теоретических экзаменах, считается действительной в течение 3 месяцев.
Кандидат, не сдавший подряд 3 раза практический экзамен, к следующей сдаче допускается только после дополнительного обучения по управлению самоходными машинами с представлением об этом соответствующего документа.
Теоретический экзамен принимается по экзаменационным билетам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, путем опроса или при помощи экзаменационных аппаратов или персональных электронно-вычислительных машин.
Практический экзамен принимается в 2 этапа:
— первый — на закрытой от движения площадке или трактородроме;
— второй — на специальном маршруте в условиях реального функционирования самоходной машины.
На практическом экзамене проверяется:
а) на первом этапе — умение выполнять следующие маневры:
— начало движения с места на подъеме;
— разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи;
— постановка самоходной машины в бокс задним ходом;
— постановка самоходной машины в агрегате с прицепом в бокс задним ходом (кроме категорий «А» и «F»);
— агрегатирование самоходной машины с навесной машиной (кроме категорий «А» и «F»);
— агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной);
— торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку;
б) на втором этапе — соблюдение правил безопасной эксплуатации, Правил дорожного движения Российской Федерации, умение выполнять на самоходной машине маневры в реальных условиях (для колесных самоходных машин — в том числе в условиях реального дорожного движения), а также оценивать эксплуатационную ситуацию и правильно на нее реагировать.